Заполонившие крупные города мира невероятные высотные здания из стекла и бетона очень популярны. В конце XIX – начале XX века небоскребы служили символом развитой архитектурной мысли и строительных возможностей. Но почему их возводят сейчас? Не потому ли, что люди оказались в плену мифов, созданных в середине - конце ХХ века популярными фантастами: с их суперзданиями, уходящими на несколько километров ввысь и в земную глубь? Но любые мифы можно развенчать. Мы попытаемся как минимум два...

Развенчание мифов

Главный миф о пользе высотного строительства гласит, что уплотнение городской застройки помогает справиться с перенаселенностью городов. Однако зачастую реальная цена уплотнения оказывается непомерной и ложится тяжким грузом на населяющих уплотненные районы горожан.

Ведь на подвергшиеся уплотнительной застройке пространства распространяется сумма рисков - перегружается инфраструктура, недостает парковочных мест и т.д., да и экология при этом ухудшается. Кроме того, инвестирование в районы высотной застройки направлено не на развитие территорий, а на коррекцию существующих градостроительных планов. "Эффект проживания ближе к центру" разогревает рынок недвижимости, но альтернативы ему в данном случае нет.

Миф второй отрицает необходимость сохранения исторического наследия и превращения мегаполисов в города-музеи. Сторонники этого мифа не замечают, что наличие исторических островков солидно пополняет муниципальный бюджет. Так, только в 2006 году в Санкт-Петербург, по некоторым данным, ради его набережных и музеев наведались около 4,5 млн туристов, оставив там в среднем не менее 500 евро. Неплохие поступления на реставрацию и развитие! За счет туристов развиваются и многие скандинавские города - Стокгольм, Копенгаген, Хельсинки... Города-музеи не теряют своей притягательности для туристов. Произнеси "Санкт-Петербург", и в памяти сразу возникают ассоциации - Эрмитаж, Невский проспект, Русский музей, реки и каналы? Питер небоскребов миру будет неинтересен.

Развивать бизнес, не нанося ущерба историческому прошлому мегаполисов, можно, воспользовавшись скандинавским опытом и создав деловые города-спутники.

Карлсон остался без крыши

Столица Шведского королевства Стокгольм является еще и родоначальником течения, направленного на создание "городов-спутников". Веллингбю и Фарста – первые в мире представители данного явления в строительстве.

Веллингбю, при постройке которого были сохранены рельеф местности и растительность, просто купается в зелени. Под административные и общественные учреждения, культурные (школы, кинотеатры, библиотека, спортивный комплекс) и торговые центры (здесь имеется более 70 магазинов) отдан центр городка. Жилая застройка характеризуется чередованием домов двух типов – 3-этажных и 11–12-этажных, с оборудованными детскими площадками внутренними двориками и иной локальной инфраструктурой.

Туристам и желающим отдохнуть от забот горожанам отдан исторический центр Стокгольма – остров Стаден и Гамла Стан (Старый Город). И хотя отсюда небоскребы не просматриваются, отсталым город не назовешь.

Эксплуатация небоскребов весьма дорога, и практичные скандинавы считают их строительство совершенно невыгодным делом. С одной стороны, владельцам домов приходится серьезно тратиться на поддержание в должном состоянии систем пожарной и иной безопасности, а с другой – вряд ли полезно жить в высотке, если психологи утверждают, что оторванные от привычного природного ландшафта люди чаще впадают в депрессию.

В Стокгольме, не учитывая населения дальних пригородов, проживает три миллиона человек. При этом главный город Швеции обладает уникальной транспортной сетью, позволяющей добраться на метро в пригороды, а не только до "спального" района. Так что бегущий в клипе группы "АББА" через лес поезд метро – это не выдумка, а просто Стокгольм.

Правда, в Нормальме – южной части города, где располагается деловой и торговый центр Хеторгсити, отдали дань моде, построив несколько высотных зданий, напоминающих небоскребы. В "сити", кроме бизнесменов, нашлось место Центральному почтамту, Концертному залу. Под магазины, кафе и рестораны отведены нижние этажи высоток.

Хельсинки – "безбашенная" эксцентрика

Ближайший к Петербургу крупный финский город Хельсинки также не жалует высотки. В непосредственно столице страны - Большом Хельсинки - проживают 1,3 млн человек. По скандинавским понятиям, это самый настоящий мегаполис.

И хотя в Хельсинки все-таки имеются высотки, прогуливаясь по проспекту Маннергейма, стеклобетонных башен не увидишь. Западнее Хельсинки располагается второй в Финляндии по численности населения город – спутник столицы Эспо. В хельсинкском варианте "сити" бурлит жизнь - здесь расположены штаб-квартиры крупнейших финских корпораций, университетский центр, здесь же проходят мировые конгрессы.

Глянешь на вековые сосны и ландшафт, посреди которого разбросаны высотные башни, и создается впечатление, что строения не люди возвели, а они сами проросли - прямиком из-под земли, не нанося ущерба лесу. Никаких трудностей с транспортным сообщением нет: Хельсинки опоясан четырьмя "кольцами" автострад, а еще столица и Эспо соединяются метро. Природа, окружающая город-спутник, подталкивает к активному досугу: летом жители Эспо крутят педали велосипедов, ловят рыбу, предаются другим водным видам спорта, а зимой становятся на лыжи. Жить и работать здесь – в удовольствие.

В Петербурге пока все проекты создания городов-спутников лишь на бумаге. Построить питерский "сити" можно у Кольцевой автодороги, в Кудрове. Правда, территория поселка входит в состав другого субъекта федерации - Ленинградской области. Возможно, очередная дискуссия об объединении города и области опять реанимирована, чтобы привлечь внимание инвесторов к областным проектам.

Ситуация в Москве чуток лучше. Критикуемый оппонентами "Властелин колец", мэр Юрий Лужков уже реализует проект "Москва-сити", куда даже продлена линия метро и пущены поезда. Правда, вагоны полупустые – расчет пассажирского потока делался на перспективу. А вот в Питере с общественным транспортом напряженка, и просто - заменив маршрутки "Газели" на китайские автобусы - проблему эту не решить. Тут требуются кардинальные меры.
Информация взята из портала: http://norse.ru/
© NORSE.RU